Вход на сайт / Регистрация RSS Контакты
События » Общество » День дальней авиации ВВС РФ
23.12.2014 / Комментарии 0

День дальней авиации ВВС РФ


23 декабря День воинской славы России – День дальней авиации ВВС РФ, памятный день был учрежден в 1999 году по приказу Главнокомандующего ВВС РФ.

Днем, положившим начало развитию дальней авиации в Российской империи, можно назвать 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» – легендарное детище авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

«Илья Муромец» №9107 на поплавках. Либава, май 1914 г.

Либава внесла также свой вклад в дальнюю авиацию, здесь 14 мая 1914 года успешно испытали в полете И.И. Сикорский и лейтенант Г.И. Лавров гидроплан «Илья Муромец», самолет был установлен на поплавки и мог взлетать с водной поверхности. Базировался отряд гидросамолётов у Воздушного моста, там, где сейчас находится натовский водолазный центр. Самолет был принят морским ведомством и включен в состав авиации Балтийского моря с базированием на острове Эзель. Вплоть до 1917 года это был крупнейший в мире гидросамолет.

23 декабря 1914 года, по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец». Эту дату и принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации.

Дальнейшая судьба эскадры «Муромцев» не проста, несмотря на то, что в годы Первой мировой войны бомбардировщики выполнили несколько сотен полетов при потере только одного «Ильи Муромца», а в 1917 году эскадра включала уже двадцать бомбардировщиков, в сентябре 1917 года все самолеты были сожжены, чтобы не стать добычей германских войск, вплотную подошедших к месту дислокации эскадры.

Декрет Совета Народных Комиссаров, принятый 22 марта 1918 года, утверждал формирование Северной группы воздушных кораблей «Илья Муромец» — так начался новый этап в развитии дальней авиации Советской России. Позднее на вооружение дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А.Н. Туполева, а затем и самолеты ДБ-3 (после модернизации – ДБ-3Ф, Ил-4), сконструированные в КБ С.В. Ильюшина.

В годы Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация Красной Армии, состоящая из пяти авиакорпусов, трех авиадивизий и отдельного авиаполка (это около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей), вступила в бой с врагом с первых дней войны и участвовала во всех крупных операциях советских войск, выполняя специальные задания.

Полной неожиданностью для немцев стали бомбардировки Берлина в 1941 году с 7 августа по 5 сентября силами Военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул на острове Эзель – самой западной на тот момент точки суши, контролировавшийся советскими войсками, но уже оказавшейся в тылу у быстро продвигающихся войск вермахта.

14 декабря 1944 года на порт Либава был совершён комбинированный налёт советской авиацией, порт использовался противником как военно-морская база по поддержки немецких войск группы армий «Север», окружённых на Курляндском полуострове и переброски войск из окружения на основной фронт, где уже разворачивалась битва на территории Германии.

В налёте на порт Либава участвовал с 51-й минно-торпедный Таллиннский Краснознамённый орденов Ушакова II степени и Нахимова I степени авиационный полк КБФ. Полк базировался на аэродроме Клопицы в 70 километрах юго-западнее от Ленинграда и летал на самолетах Бостон А-20.

Самолет Бостон А-20, производства США, поставлялся в СССР по программе Ленд Лиз.

Имена летчиков 51 минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ, погибших в небе над Лиепаей, увековечены на Мемориале Лиепая на Центральном кладбище:

  • мл. лейтенант Аменкаев Федор Сабирович 1925 - 30.10.1944
  • сержант Аршун Александр Николаевич 1922 - 22.12.1944
  • мл. сержант Безрученков Афанасий Федорович 1922 - 22.12.1944
  • мл. лейтенант Голобурда Андрей Федорович 1919 - 22.12.1944
  • лейтенант Давыдов Алексей Алексеевич 1920 - 22.12.1944
  • сержант Долин Николай Михайлович 1926 - 12.12.1944
  • сержант Дружинин М. Ф. 1924 - 14.12.1944
  • сержант Дружкин Михаил Фролович 1920 - 16.12.1944
  • мл. лейтенант Дубиненко Михаил Анисимович 1921 - 14.12.1944
  • мл. лейтенант Ивукин Анатолий Федорович 1925 - 14.12.1944
  • капитан Комлев Иван Антонович 1908 - 16.12.1944
  • мл. лейтенант Криворотько Павел Иванович 1920 - 22.12.1944
  • мл. лейтенант Кузьмин Александр Яковлевич 1923 - 30.10.1944
  • сержант Кузьмин Анатолий Яковлевич 1926 - 30.10.1944
  • мл. лейтенант Ликомидов Сергей Иванович 1921 - 14.12.1944
  • мл. лейтенант Петров Юрий Васильевич 1922 - 12.12.1944
  • лейтенант Пруцких Николай Васильевич 1911 - 12.12.1944
  • сержант Рогачевский Семен Наумович 1925 - 15.02.1945
  • мл. лейтенант Соболев Аркадий Яковлевич 1921 - 14.12.1944
  • мл. лейтенант Стафиевский Иван Михайлович 1920 - 12.12.1944
  • лейтенант Филоненко Семен Моисеевич 1922 - 16.12.1944

В архиве Кобец Николая Филипповича, который изучается поисковым центром «Либава», есть 9 писем командира 51 минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ Орленко Ивана Феофановича, где он в письме от 30 марта 1978 года вспоминает события 14 декабря 1944 года: «Жаркий бой начался еще на подходе к Либаве…. Мы тогда из 7 самолетов потеряли над Либавой три, они вписаны на памятную доску у вас. Вообще же этот налет группы топмачтовиков 51 МТАП…  был дерзким, смелым и мужественным».

За годы войны экипажи дальней авиации ВВС выполнили более 220 тысяч боевых вылетов, и около 25 тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза.

Сейчас дальняя авиация является оперативно-стратегическим объединением ВС Российской Федерации. В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду РФ наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.

Ракетоносец Ту-95МС был разработан более 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации. Дальняя авиация является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил РФ, стратегическим резервом Верховного главнокомандования и компонентом стратегических ядерных сил России. Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки.

Памятник открыт 23 декабря 2014 года Министром Обороны РФ к столетию Дальней авиации Российской Федерации.

Рамазан Назаров

Эту страницу просмотрели за все время 6322 раз(а) Следующая >>


Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий