Вход на сайт / Регистрация RSS Контакты
Вера » 2018 » Неделя о блудном сыне
04.03.2019 / Комментарии 0

Неделя о блудном сыне

 


Неделя о блудном сыне — это второе воскресенье из четырех, которое отводится для подготовки к Великому Посту. Свое название этот день получил от евангельской притчи, которую знает каждый православный верующий.

Лк, 79 зач., 15, 11—32

Сказал Господь такую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Притча о блудном сыне — о грехе и покаянии. Это рассказ об отношении человечества к Богу, народа к Царю, о том, как уходят сейчас от нас наши дети, и о том, как одно связано с другим. Заблудившийся сын — это прежде всего младший сын. Он требует у своего отца: «Отец, дай мне часть своего имения, то, что полагается мне по праву». Здесь уже начало всех бед.

 

Когда человек останется с этим миром один на один, ему многое откроется

Какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить

Священник Александр Дьяченко:

– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».

Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.

Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.

Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей

Священник Лев Аршакян:

– Самое главное тут – любовь и мудрость отца. Господь дает человеку свободу человека, свободу выбора. Она – очень важная составляющая образа Божия, которым все мы являемся. Удерживать подросшего ребенка насилием опасно и практически невозможно. Это возможно только до поры до времени, пока человек не сформируется, не почувствует той свободы, что ему дана Богом, и не уйдет в эту «страну далече», в этот мир иллюзий, фантазий, ложных радостей и удовольствий, которые заканчиваются смертью, если не будет притягивающей силы любви.

Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.

В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко

Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.

Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».

Слава Богу, блудный сын из притчи пришел в себя и вернулся к отцу, который ни разу его не укорил, все время лишь ждал его, любил его и молился за него. Тогда только случилось то, что должно было случиться. Иллюзии рухнули, вся временная, ложная красота спала и прошла, и осталось то, что и есть в этом мире: смерть, страх, холод, болезни и горькая оставленность, когда ты никому не нужен, если ты нищий и больной. И сын готов был вернуться к отцу уже даже не как сын, а как наемник.

Это ключевой момент. Человеку все же надо уйти в «страну далече». Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо. Все познается в сравнении. Не познав разницы, не сделав верный выбор, человек так и будет мучиться. Поэтому очень важно окружать детей настоящей христианской правдой, любовью и свободой, искренностью. Говорить о тех вещах, с которыми им придется столкнуться, в меру их возраста и понимания. Чтобы не получилось так, что мы их держали и рафинировали до 18 лет, а потом ребенок вырывается, потому что видит в своей семье неискренность, лицемерие и насилие.

Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью

А насилие, повторюсь, очень опасно тем, что всегда вызывает некое напряжение. И как только силы уравновешиваются, и физические, и умственные, человек словно выстреливает, вырывается в мир, который ранее был от него закрыт. Им овладевают бесовские иллюзии, что в мире сплошная красота и радость, а от тебя это раньше скрывали. Конечно, человек может тогда захлебнуться и сильно повредиться. Поэтому не должно быть никакого давления и напряжения, а мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей. И жизнь родителей – настоящая христианская, а не лицемерная. Потому что дети очень травмируются, если родители говорят одно, а делают другое. Для них это настоящая катастрофа, когда рушится иллюзия идеальных родителей.

Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.

Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.

Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком

Священник Валерий Духанин:

– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.

Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.

Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.

Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.

Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.

Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».

Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.

Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.

Подготовил Юрий Пущаев

Источник: www.pravoslavie.ru

Эту страницу просмотрели за все время 253 раз(а) Следующая >>


Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий