Вход на сайт / Регистрация RSS Контакты
История » Люди » Незаметная и важная улица имени полковника Кюкиса
02.02.2015 / Комментарии 2

Незаметная и важная улица имени полковника Кюкиса


Эта улица – одна из самых старых в военном городке. При этом она до сих пор выглядит точно так же, как и в момент возникновения – в первые годы 20 века. О её существовании мало кто знает, настолько удачно она прячется в лесу, прикрытая высокой дюной, хотя это и кратчайший путь со стороны Шкеде к микрорайону Тосмаре. Ныне она носит имя полковника Кюкиса, удивительного человека, прошедшего путь от юнкера царской армии до депутата Сейма уже независимого государства Латвии.

В момент своего создания нынешняя улица Пулквежа Кюкя была очень важна, являясь единственной дорогой, соединявшей кратчайшим путём центр Либавской крепости с пороховыми, минными и артиллерийскими складами. До сих пор на ней находится только одно строение – пожалуй, лучше всего сохранившийся в городе распределительный пороховой склад. За складом – насыпь некогда существовавшего подъездного пути крепостной узкоколейки. К складу со стороны крепости, то есть со стороны нынешней улицы Терветес ведёт основательная булыжная мостовая, которую уже с трудом можно рассмотреть под нападавшей за десятилетия листвой; остальная часть улицы представляет собой земляную просёлочную дорогу.

В 1907 году Либавская крепость официально была ликвидирована, хотя вся инфраструктура, включая пути сообщения, была сохранены. В паре сотен метров от улицы располагалась крепостная железнодорожная станция, чуть дальше – православная церковь Покрова, штабные здания крепости, жилые дома и казармы. Всё в двух шагах, но – за высокой, поросшей соснами дюнной грядой, высотой от 16 до 19 метров (одни из самых высоких точек на территории города).

Интересно, что эта улица долгое время не имела никакого названия, а если название и было, то никаких сведений об этом до нас не дошло. После царской армии несколько лет в лесах крепости хозяйничали немцы, потом два десятка лет военные Латвийской Республики, потом снова немцы. На картах того времени ни одна дорога на территории бывшей крепости не подписана. Самое интересное, что эта улица на протяжении своей истории не раз и не два просто исчезала, как с топографических карт, так и из памяти людей.

О названиях улиц в военном городке озаботились только в 1955 году – 8 апреля Горисполком принял Решение № 182 «Об изменении названий некоторых улиц и введении названия вновь застроенных улиц в гор. Лиепая». Это была та ещё история! Советские военные на закрытой с 1947 года территории военно-морской базы освоили и застроили чуть ли не каждый уголок (хотя нет, не каждый, много мест так и остались заброшенными с 30-х годов). Проездов, дорог, улиц было множество, а названий у них не было. Их просто сочинили, не забыв при этом о режиме секретности – чтобы максимально запутать врага. Как и в десятках других советских приморских военных городков, в Лиепае появились улицы адмиралов Истомина, Нахимова, Сенявина, Макарова; Кронштадтская, Севастопольская, Петропавловская, Ленинградская; Матросова, матроса Железняка, Желябова, Циновского, Циолковского, Ломоносова, и так далее. Появились даже официальные проспекты, на которых… и сегодня двум легковым автомобилям не разъехаться.

Нашу улицу назвали улицей Дениса Давыдова. Ну, Давыдова так Давыдова, тоже достойный был человек, герой Отечественной войны 1812 года и поэт. В памяти жителей военного городка это название сохранилось – именно благодаря тому, что по улице Давыдова всегда можно было срезать путь и пройти напрямик из района 6-й группы в Тосмаре или через лес в городок.

После ухода из Лиепаи Российской армии в 1993 году все улицы в районе Кароста и в лесах к северу от него были снова переименованы. Теперь названия подбирались близкие к военным реалиям местности и военной истории Латвии; имена многих достойных людей были увековечены в названиях улиц.

Среди многих имён имя полковника Кюкиса стоит особняком, настолько его судьба была ярка и необычна – героического, храброго, отважного человека и воина, а во второй половине жизни и политического деятеля.

Вот она, улица Пулквежа Кюкя – переименованная в 1993 году улица Дениса Давыдова. Использована картооснова 1924 года (север слева). С западной стороны над улицей буквально нависает крутой клон высокой дюны, с восточной она граничит с минным городком. Южная часть улицы соседствует с главными пороховыми складами крепости, но проехать на автомобиле к ним невозможно – путь перегорожен канавой.

 

Кришс-Индрикис Генрихович Кюкис (Ķūķis) родился 20 июня 1874 года в семье прислуги. (В русских источниках первой половины 20 века порой встречается написание фамилии как Кюке.) Первое образование он получил в Падурской средней школе Гольдингенского (Кулдигского) уезда, которую закончил с хорошими оценками. Дальнейшее образование он получить не смог из-за отсутствия средств, поэтому стал заниматься самостоятельно.

В 1900 – 1902 годах Кришс проходил обучение в Одесском училище юнкеров, которое окончил в звании старшего юнкера. Боевой опыт он набирал, принимая участие в событиях Русско-Японской войны. В 1910 году получил звание штабс-капитана и стал командовать ротой.

В первые недели Первой мировой войны, в середине августа 1914 года, Кришс Кюкис проявил себя героем: несмотря на тяжёлое ранение, он продолжил руководить наступлением. После этого он всегда носил на левом рукаве своей формы две золотые полоски-нашивки, свидетельствовавшие о полученных ранениях.

15-го августа 1914 года в бою у посёлка Лощев (сейчас на территории Белоруссии) под ураганным огнем орудий противника умелые и бесстрашные действия роты пулеметчиков, которой командовал штабс-капитан Кюкис, заставили замолчать неприятельские орудия, перебив кавалерию и живую силу. Было взято в плен значительное число солдат, двадцать пулемётов и другое оружие, добыто два трофейных знамени.

В 1915 году Кришс Кюкис стал капитаном, а в ноябре того же года получил уже звание подполковника. За проявленную на фронте храбрость он был награждён орденом Святого Георгия IV степени. Затем последовали и другие награды – орден Святого Владимира III степени, Святого Станислава с мечами II и III степени, Святой Анны с мечами II, III и IV степеней. За службу в Русской армии он был повышен до звания полковника.

В августе 1916 года Кюкис, будучи в третий раз тяжело раненым, попал в немецкий плен. Из плена судьба привела его в Англию, откуда только через три года – в 1919 году он вернулся на свою родину, в Латвию. В конце того же года Кришс Кюкис участвовал в формировании 12-го Бауского пехотного полка, вместе с которым в составе Земгальской дивизии он участвовал в боях за освобождение Латгалии от большевиков.

С апреля 1920 года Кришс Кюкис исполнял обязанности командира Курземской пехотной дивизии, а после 28 мая приступил к исполнению обязанностей командира Земгальского пехотного полка. В 1920 году наряду с командованием Курземской пехотной дивизией его назначили и начальником Лиепайского гарнизона. Довелось участвовать в небольшом приграничном конфликте с литовской армией.

В феврале 1924 года полковник Кюкис демобилизовался, взяв домой на память о проведённых в армии годах три 300-миллиметровых пушечных снаряда. 8 мая 1930 года по случаю десятилетнего юбилея 12-го Бауского пехотного полка отставной полковник Кюкис был награждён орденом Трёх звёзд III степени. После этого события Кюкис уехал на хутор «Виндолас» под Кулдигой, туда, где родился. На хуторе он занялся разведением лошадей, посильно благоустраивал родовое имение – посадил дубовую аллею около своего дома.

Будучи в отставке, Кюкис вёл политическую деятельность, сотрудничая с партией Национального объединения. В качестве кандидата от национального объединения он принял участие выборах и был избран во 2-й Саэйм, однако через полгода был вынужден уйти с должности депутата из-за внутрипартийного конфликта.

К сожалению, смерть выдающегося солдата оказалась трагической и нелепой. Его жизнь оборвалась всего за пару месяцев до окончания Второй мировой войны, когда он находился на оккупированной германскими войсками территории – в Курляндском котле. 18 февраля 1945 года, вечером, в дом на хуторе «Виндоле» ворвались неизвестные. Разграбив и разорив дом, они ушли, забрав с собой полковника Кюкиса. В апреле того же года, в ельнике, недалеко от дома, был найден труп легендарного полковника с признаками жестоких пыток.

На нынешних общедоступных картах Лиепаи встречаются разночтения. На карте, изданной издательством «Яня Сета» (её основу для своих карт использует и Лиепайский туристическое информационное бюро), надпись «Pulkv. Ķūķa» ошибочно нанесена на улицу, которая огибает минный городок с севера по периметру и называется Волховас. На других картах, где подписана улица Волховас, улица Полковника Кюкиса не подписана вообще. Улицы Волховас и Пулквежа Кюкя разделяет ров, окружающий старый, царский минный городок и соединяющийся с водоемом Беберлини.  Это связано с тем, что в этом районе города улицы есть, но на них нет ни одного адреса, ни одного дома – всё было снесено под ноль 15 – 20 лет назад, разнесено буквально по кирпичикам.

У нас есть возможность проследить по старым картам, когда в какие годы улица Полковника Кюкиса была важна, а когда – не нужна и забыта.

Самая ранняя карта, на которой наряду с другими крепостными улицами и дорогами обозначена нынешняя улица Полковника Кюкиса, датируется 1916 годом и издана во время оккупации города войсками Кайзеровской Германии. (Север слева.) Карта из коллекции архитектора Силвии Озолы.


На карте Лиепайского свободного порта, изданной в 1924 году, улица отмечена наиболее чётко. Подробно обозначен рельеф – дюнная гряда, холмы, выемки. Карта из Государственного исторического архива Латвии.


На плане улиц города Лиепая 1933 года улица потерялась. Возможно, по причине своей мизерности и малозаметности. Пунктиром на карте обозначена будущая прямая улица, которую здесь планируется когда-нибудь проложить. Карта из коллекции архитектора Силвии Озолы.


На военной, рисованной от руки карте 1935 года интересующая нас улица малозаметна, но вырисована с большой точностью. Карта из коллекции архитектора Силвии Озолы.


Советская карта 1939 года. Улица есть, но дюнной гряды нет. Здесь не указано Шкедское шоссе (нынешняя магистральная улица Либиешу), которое к тому моменту уже было построено. Вероятно, это более старая картооснова, возможно, ещё времени царской России. Карта из коллекции архитектора Силвии Озолы.


План улиц Лиепаи 1944 года. Улица отсутствует, вместо неё начертан планирующийся к постройке прямой выезд из минного городка на Шкедское шоссе. Карта из коллекции архитектора Силвии Озолы.


План-карта – приложение к решению Горисполкома от 8 апреля 1955 года (север справа). Улица впервые подписана – Дениса Давыдова. Документ из Лиепайского Регионального архива.


Самая подробная на сегодня советская топографическая карта 1978 года, на которой самым подробным образом обозначен каждый бугор и выемка, каждая дорога, каждая просека, каждый дом. Однако улицы Дениса Давыдова на ней нет, разве что можно различить её северную часть, указанную в виде просеки.
Эта карта интересна тем, что на ней не найти  ни одной стратегической улицы, ни одной улицы на территории военных частей и полигонов. Что ж, значит, значение улицы Дениса Давыдова было весьма велико.


Наиболее подробная топографическая карта города Лиепая 1987 года, хранится в запасниках Лиепайской научной библиотеки. Единственная, где улица Дениса Давыдова точно указана на местности и полностью подписана. Карта из коллекции архитектора Силвии Озолы.


Современная карта Лиепаи от Google.maps. Улица Пулквежа Кюкя отмечена как земляная просёлочная дорога, а улица Волховас как вполне серьёзная проезжая улица, хотя в действительности всё совсем наоборот. Улица Пулквежа Кюка начертана наугад, как и ответвление от неё на юг (направо), к водоёму Беберлини.

Карта Лиепаи, изданная в 2014 году Лиепайским туристическим информационным бюро на основе карты издательства «Яня Сета». Улица Волховас так же обозначена неверно, на неё наложена надпись «Pulkv. Ķūķa iela». Однако сама улица имени полковника указана точнее, в частности её северный конец (слева) обозначен пунктиром как труднопроходимый, что отвечает реальному положению дел – проезжать этот короткий участок очень тяжело, даже на велосипеде.

Наталья Ильина

NashaLiepaja.LV

<< Предыдущая Эту страницу просмотрели за все время 6680 раз(а) Следующая >>


Комментарии

Олег М 03 Фев 2015 в 12:30 # Ответить

Очень интересная статья!

Сколько раз проходил по этой улице и до сих пор не знал её истории!...

 

Олег М 11 Авг 2015 в 13:33 # Ответить

да

ОтменитьДобавить комментарий