Вход на сайт / Регистрация RSS Контакты
События » Образование » О сотрудничестве хранителей русской традиции в школе
01.09.2018 / Комментарии 0

О сотрудничестве хранителей русской традиции в школе


«В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры».

Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Настоящая статья продолжает серию публикаций о педагогической перспективе сохранения латвийской русской школы1-5.

Под педагогической перспективой понимается создание и реализация школами специальных программ воспитания у детей русской культурной идентичности с учетом надвигающейся принудительной латышизации. Педагогическая перспектива не заменяет собой и не ограничивает другие возможности защиты русских школ – протестные, правозащитные и прочие, она – параллельный курс.

В рамках данной серии статей педагогам и родителям предлагается информация для размышлений и конкретные способы действий тем, кто убежден, что главные спасатели утопающих – сами утопающие, кто понимает, что сохранить русскую традицию в школе могут только сами русские школы и никто другой вместо них. И чтобы школы могли эту работу делать без опасений быть наказанными, предлагаемые в рамках педагогической перспективы меры абсолютно законны и реально выполнимы. И это путь для реалистов, и если с верой в успех идти этим путем, то обязательно случится чудо – русская школа сохранит трансляцию русской культурной традиции, а наши дети и внуки станут носителями русского самосознания.

В статье будет рассмотрен вопрос о сотрудничестве педагогов и родителей в деле воспитания русской культурной идентичности у детей. Такое сотрудничество может быть организовано при условии достижения духовного единства между педагогами и родителями, которое определяется достижением согласия в понимании приоритета духовно-нравственного воспитания над обучением и развитием, как говорили в советское время – главное, воспитать хорошего человека.

Хороший – тот, для которого отношение к ближнему как к самому себе – главный принцип жизни, все остальное, включая предметные знания и умения, вторично и подчинено главному. Такое отношение – стремление к исполнению евангельского закона любви, в этом суть русского цивилизационного мировоззрения и русской модели воспитания.
В одной из предыдущих статей «Сохраним культурную традицию – сохраним и русскую школу» было обосновано утверждение о невозможности сохранения русской школы без сохранения в содержании образования компонентов культурной традиции
2.

Пока школа передает детям основное содержание культурной традиции – она русская, размываются или исчезают компоненты традиции из содержания образования, школа перестает быть русской, даже при сохранении частичного преподавания предметов на русском языке3.

Сам по себе русский язык, не передающий духовно-культурные ценности исторической памяти не является хранителем русской идентичности. Школа с русским языком обучения и школа русской культуры – это две разные школы, первая воспитывает космополитов, вторая – носителей русского самосознания.

А какие латвийские русские школы являются полноценными трансляторами русской культуры?

Тематическое содержание компонентов русской культурной традиции в латвийских русских школах не изучено, нет единой концепции для его планирования и преподавания, нет обмена опытом по этой теме, нет и межшкольного сотрудничества. Чтобы оценить насколько содержание русской традиции в программе образования школы соответствует определенному эталону русской культурной идентичности, необходимо провести сравнительный анализ, который при желании педагоги могут сделать в течение нескольких дней на каникулах4.

После чего необходимо ответить на вопрос – нужно ли школе усиливать и расширять содержание компонентов русской культурной традиции или основные акценты в учебно-воспитательном процессе делать на качестве предметных знаний и умений?

Давайте поразмышляем на сей счет.

Актуальность этого вопроса обостряется надвигающейся принудительной латышизацией, которая не только заменит родной язык в обучении на неродной, но и неизбежно приведет к воспитанию латышского самосознания у детей. В этом главная цель принудительной латышизации – ассимиляция детей.

Если сейчас в русских школах происходит частичная ассимиляция детей, то начиная 2020/2021 учебного года ассимиляция станет почти полной, если сами школы не создадут каких-либо механизмов противодействия принудительной ассимиляции детей. Ясно, что часть родителей будет категорически против ассимиляции своих детей, они будут искать такие школы, в которых проблема ассимиляции будет хотя бы частично купирована.

Противостоять духовной агрессии может только духовная защита, и такой защитой может быть специальная программа воспитания русской культурной идентичности у детей. Но такую программу должны создавать сами школы и для этого имеются необходимые учебно-методические материалы1.

Даже не уходя в глубины культурно-образовательного теоретизирования, хочется напомнить, что высокое качество школьного образования обеспечивается тогда, когда изучаемые знания и умения не остаются рассыпанными по памяти детей, а укладываются в стройную систему культурных традиций, содержание которых определено и зафиксировано в школьной программе воспитания. И если школа работает по программе образования для нацменьшинств с русскими культурными компонентами, то наряду с латышскими культурными традициями дети должны изучать и русские культурные традиции. Параллельное изучение традиций возможно в том случае, если учебно-воспитательный процесс организован как диалог культур, формирующий у детей духовно-культурное мировоззрение и воспитание культурной идентичности.

Несмотря на то, что через три года преподавание 80% уроков в 7 – 9-х классах и 90% в 10 – 12-х классах будет осуществляться на латышском языке, создание программы внеурочных культурно-образовательных мероприятий на русском языке, включая и занятия в группах продленного дня, поможет сохранению русской культурной идентичности у учащихся. В любом случае необходима апробация такого пути, ибо альтернативы на сегодня просто нет.

Если педагогический коллектив школы во главе с директором считает, что школа должна не только формировать общеобразовательные знания и умения, но и воспитывать у детей русскую культурную идентичность, то было бы логично проинформировать об этом совет школы и родительские комитеты классов, а через них и всех родителей.

Еще более логично было бы провести родительское собрание и познакомить родителей со школьной программой воспитания русской культурной идентичности, периодически приглашать родителей на открытые уроки и внеурочные мероприятия. Следует напомнить родителям, что они могут предлагать идеи, проекты и мероприятия, направленные на укрепление культурной идентичности детей.

Более того, для повышения качества образования в целом и воспитания русской культурной идентичности учащихся в частности руководство школы может инициировать создание диалоговой площадки в форме родительского лектория, родительского комитета, совета школы, клуба или общественной организации.

В советское время такие диалоговые площадки создавались в каждой школе в форме родительского лектория, что является наиболее оптимальной моделью. Наряду с общими вопросами школьной жизни на собраниях лектория следует регулярно рассматривать и организационно-методические вопросы по воспитанию русской культурной идентичности у детей.

К таким вопросам в первую очередь относится содержание русской традиции в конкретной школе, возможности и основные направления ее модернизации. На протяжении столетий русские школы воспитывали у детей русскую культурную идентичность и эта работа была приоритетной в том числе и в советское время.

Что мы знаем об особенностях этой работы? Крайне мало. Но чтобы что-то строить, нужно иметь хотя бы элементарные представления о возможных вариантах будущих строений. Поэтому необходимо изучение моделей воспитания русской культурной идентичности, которые исторически сформировались, а также о современных моделях воспитания как в латвийских, так и в российских школах.

Все эти вопросы могут быть актуальными темами для родительского лектория. Хорошо бы в рамках этой работы познакомиться с опытом воспитания русской идентичности в конкретных школах – побывать в них, побеседовать с педагогами и родителями, посетить уроки и мероприятия, наладить сотрудничество. По ходу работы лектория педагоги школы будут модернизировать свою концептуальную модель содержания культурной традиции, а родители будут по мере своих возможностей поддерживать эту работу и пропагандировать ее.

Итак, мы против русскоязычной школы, в которой, начиная с 7-го класса 80 – 90% уроков преподаются на латышском языке, а русские культурные компоненты не представляют собой системы, воспитывающей у детей русское самосознание.

А какую школу мы желаем? Где можно познакомиться с моделями таких школ, кто их пропагандирует?

Никто эти модели не выбирал, никто их не пропагандирует, печально, но мы пытаемся сохранить то, сами не знаем что. Весь наш конструктив в какой-то неопределенной школе с русским языком преподавания. Эту школу никто не видел, вряд ли мы сами можем ее конкретно охарактеризовать. Не пора ли определиться с конструктивом?

Изучение с 7-го класса почти всех, кроме русского языка и литературы, предметов на латышском языке с 2020/2021 учебного года требует серьезной модернизации внеурочной работы. В настоящее время внеурочная работа в школах носит преимущественно развлекательный характер, однако она должна стать основным направлением воспитания русского самосознания у детей. Школам предстоит пересмотреть и дополнить уже существующий список русских культурных традиций, основные компоненты которых станут содержанием комплекса воспитательных мероприятий.

Для подобного преображения необходима большая подготовительная работа, и родители могут оказать организационную помощь. Поэтому уже сегодня в рамках родительского лектория необходимо начинать планировать культурно-образовательные мероприятия и предлагать родителям возможности для участия.

Дополнительно к внеурочной воспитательной работе следует усилить информационную поддержку семейного воспитания и в первую очередь – информирование родителей о необходимых условиях воспитания русского самосознания у детей в семье. Наиболее ценными будут презентации опыта конкретных семей по приобщению своих детей к культурным традициям, встречи со специалистами – священниками, психологами, врачами, культурологами.

Еще одно важнейшее направление работы родительского лектория – презентации программ культурного образования внешкольных центров – студий, клубов, экскурсионных программ, мероприятий и проектов общественных организаций для детей и взрослых.

Рационально организованное сотрудничество педагогов и родителей в рамках родительского лектория поможет создать оригинальные программные модули для воспитания у детей русской культурной идентичности, которые объединят в себе уроки русского языка и литературы, внеурочную работу школы, возможности семейного и общественно-культурного образования.

И если педагоги и родители будут верить в успех и прилагать усилия в деле сохранения русской традиции, то чудо обязательно произойдет – будет организован процесс сохранения русского самосознания у наших детей и внуков. Ведь чудо рождается от веры.

 

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Бухвалов В. О педагогической перспективе сохранения русской школы

2. Бухвалов В. «Сохраним культурную традицию — сохраним и русскую школу»

3. Бухвалов В. Культурная традиция — хранитель русской школы

4. Бухвалов В. Закваски культурной идентичности

5. Бухвалов В. Как воспитать русское самосознание в латвийской школе

<< Предыдущая Эту страницу просмотрели за все время 369 раз(а) Следующая >>


Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий